Новости

Напольные акустические системы Arslab Classic 3 SE
Ленточные твитеры отличаются чрезвычайно прозрачным, детальным звучанием, но используются не слишком часто, особенно в бюджетном сегменте. И дело не столько в их дороговизне, сколько в сложности согласования с диффузорными головками. Инженерам Arslab всё же удалось создать доступную модель с такими излучателями.

СПОРЫ О ГЛАВНОМ

Напомню, что излучателем в таких твитерах служит сверхлёгкая гофрированная ленточка, колеблющаяся в поле мощного магнита. Звуковой катушки, как таковой, здесь нет, ток проходит непосредственно через излучатель (рис. 1). Благодаря мизерной массе он практически безинерционен, поэтому способен воспроизводить ультразвуковые частоты и мгновенно реагирует на приходящий импульс. У традиционных головок подвижная система (диффузор, звуковая катушка с каркасом и пылезащитный колпачок) имеет гораздо большую массу и, соответственно, не столь быстрый отклик. В результате получается временное рассогласование между частотными полосами, которое на слух воспринимается как снижение разборчивости, «каша» на композициях со сложным спектром.

В трёхполосных Classic 3 SE синхронизация по скорости достигается за счёт применения СЧ-динамиков с лёгким 6-дюймовым диффузором. В его центре закреплена фазовыравнивающая пуля, устраняющая провалы на частотной характеристике из-за интерференции звуковых волн.

Нижний регистр воспроизводится парой драйверов того же 6-дюймового калибра. У них мощные магнитные системы (малые нелинейные искажения), звуковые катушки увеличенного диаметра (эффективное охлаждение), антирезонансные корзины (отсутствие призвуков) и эластичные подвесы (большой рабочий ход диффузоров).

Верхняя граница ленточного твитера 25 кГц, хотя подобные излучатели могут воспроизводить частоты до 50 кГц и даже выше.

Динамики изготовлены по спецификациям Arslab фирмой Wavecor. Я о ней уже рассказывал, упомяну лишь, что это крупный китайский производитель динамических головок, которые проектируют опытные специалисты, ранее работавшие на Vifa/ScanSpeak.

Для басового звена выбрано фазоинверторное оформление. Порт солидного диаметра выведен на заднюю плоскость корпуса, поэтому устанавливать колонки близко к стенам помещения не рекомендуется.

Верхняя граница ленточного твитера 25 кГц, хотя подобные излучатели могут воспроизводить частоты до 50 кГц и даже выше. Возможно, разработчики решили не гнаться за рекордными показателями, а за счёт снижения резонансной частоты добиться более точной стыковки ВЧ и СЧ полос. Тем более, что 25 кГц вполне достаточно даже для воспроизведения Blu-Ray и аудиофайлов высокого разрешения.

В трёхполосных Classic 3 SE синхронизация по скорости достигается за счёт применения СЧ-динамиков с лёгким 6-дюймовым диффузором.

Отличие версии SE от базовой модели Classic 3, в которой используется обычный купольный твитер — модифицированный разделительный фильтр и внутренняя проводка, выполненная кабелем из чистой бескислородной меди.

Массивные корпуса Classic 3 SE хорошо задемпфированы, при простукивании издают короткий глухой звук. Качество изготовления и отделки – традиционно высокое. Для подключения к усилителю имеется одна пара винтовых клемм.

При составлении системы мы помнили, что акустика с ленточными твитерами ввиду повышенного звукового разрешения на ВЧ способна подчеркнуть недостатки остальных звеньев трата. Недостаточно эффективная фильтрация продуктов преобразования в проигрывателе или ЦАПе может привести к потере прозрачности, появлению «цифровой грязи» в верхнем диапазоне, поэтому в тракте очень желательна передискретизация данных. Внимательно стоит отнестись и к выбору усилителя: избегать моделей с подчёркнутыми дискантами.
В CD-проигрывателе Atoll CD 200SE-2 (112000 руб.) преобразование цифры в аналог производится чипами Burr-Brown PCM 1794, работающим в формате 24 бит/192 кГц при  восьмикратной передискретизации. Привод — Philips VAM 1202/12 с мощной защитой от вибраций. В блоке питания два трансформатора, раздельные для цифрового и аналогового трактов. Конструкция массивная, прочная, хорошо задемпфированная. Для полной изоляции от полки проигрыватель устанавливался на виброразвязывающие конусы Cold Ray 3 Ceramic.

Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA60 (59990 руб.) при подключении к 8-омной акустике выдаёт 2 х 60 Вт, а в нашем случае — 2 х 90 Вт, поскольку Classic 3SE имеют сопротивление 4 Ома. Схемотехника полностью балансная, чем обеспечивается малый уровень искажений и нечувствительность к наводкам извне. В тракте имеются регуляторы тембра по ВЧ и НЧ, но нам они не пригодились. Также мы не использовали встроенный ЦАП на базе Wolfson WM8740 до 24 бит/192 кГц, но он не окажется лишним, если источник будет не столь высокого класса, как в нашем случае.

Ну и, конечно, кабели. Серебряные проводники в нашем случае противопоказаны из-за склонности подчёркивать ВЧ, поэтому выбраны изделия Analysis-Plus из чистой меди.

Ставим CD с довольно сложным ритмическим рисунком и богатым спектром [1],  прислушиваемся к верхнему диапазону. Детальность высокая, раздражающей резкости нет, но проявилась узкая направленность  твитеров, особенно в вертикальной плоскости. Пришлось развернуть колонки на точку прослушивания и сесть чуть повыше. После этого инструменты заняли отведённые им места, в звучании появился воздух и настоящее серебро – верхние гармоники гитарных и скрипичных струн. Легко, прозрачно, контрастно. Сшивка со средней полосой практически идеальна, разная природа излучателей совершенно не ощущается на слух. А вот НЧ-драйверы слегка уступают с точки зрения разборчивости, бас на некоторых жанрах кажется монотонным. Но — исключительно на контрасте с предельно информативной серединой и детального верха; если же слушать только нижнюю полосу, поставив, например, фрагменты с китайскими барабанами [2], то придраться к подаче сложно. Удар мощный, резкий, с оттягом и шлейфом свободных ревербераций. Быстрые серии не сливаются, чувствуется мощный эмоциональный заряд. Так что с энергетикой у Arslab Classic 3SE проблем нет, я бы даже сказал, что драйв у них на первом месте, а потом уж всё остальное.

Хотя, возможно, некоторые слушатели поспроли бы со мной. Отметив в первую очередь способность выстраивать сложное пространство, в котором виртуальные источники не только зафиксированы, но и перемещаются по хитроумному замыслу звукорежиссёров. Не исключено, кто-то скажет, что главное здесь – масштаб картины, который система демонстрирует на симфонической музыке [3] или сокрушительные вибрации драм-энд-бейс [4]…

МУЗЫКА

Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
«Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
«Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013

СИСТЕМА

CD-проигрыватель Atoll CD200
Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA60
Кабели:
— межблочные Analysis-Plus Copper Oval 0,75 м
— акустические Analysis-Plus Black Oval 9 2 м
Виброразвязывающие конусы Cold Ray 3 Ceramic

МУЗЫКА

Tutti! Orchestral Sampler. HDCD Reference Recordings, 1997.
«Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
Suzanne Vega, «99,9 F». A&M Records, 1992.
Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
Arslab Classic 3SE

Производитель: World Audio Distribution

www.arslab.ru

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 25000 Гц || Чувствительность: 87 дБ (2,83 В, 1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 100 Вт || Отделка: чёрный лак, натуральный шпон || Габариты: 200 x 1080 x 325 мм || Масса: 25 кг || Гарантия: 2 года || Цена за пару: 83300 руб.

Автор: Николай ЕФРЕМОВ

http://www.salonav.com/arch/2015/08/napolnye-akusticheskie-sistemy-arslab-classic-3-se.htm
2 Сентября, Hi-Fi & High End Show